«АРЕНДА» ТЕЛЕФОННОГО/АБОНЕНТСКОГО НОМЕРА

 

20 Февраля 2018 года

Марина Политова, Руководитель практики в области связи и телекоммуникаций (ceo@telecomlawyer.ru)

Как телеком юрист, я часто встречаю в договорах понятие «аренда номера». И если набрать в  Интернет поисковике словосочетание «аренда номера», то выскочит как минимум с десяток предложений «арендовать» красивый номер. Потребителями подобной услуги являются клиенты рекламных агентств, компании, «арендующие» телефонные/абонентские номера для своих офисов, филиалов, физические лица, потребители определенных ИТ-услуг, где наличие номера является одним из условий оказания услуги.

Термин «аренда номера» является юридически неверным. В своей статье я объясню, почему номер невозможно сдать в аренду.

Данный термин и вытекающие договорные правоотношения несут риски и для Операторов связи и для Агрегаторов, а также   Компаний, предлагающих IT–услуги и их Клиентов.

Подобные схемы правоотношений были выработаны Телеком рынком ненамеренно. К сожалению, текущее законодательство в области связи и IT-услуг давно не отвечает развитию телеком индустрии.

Моя статья, прежде всего, предназначена для того, чтобы все участники Телеком и IT-услуг могли изначально строить договорную схему участников услуг с наименьшим количеством рисков.

 

Что такое номер в контексте законодательства о связи:

Федеральный закон «О связи», Правила оказания услуг телефонной связи (далее — Правила) дают два понятия номера: абонентский номер и телефонный номер.

Под «Телефонным номером» понимается последовательность десятичных цифр, соответствующая требованиям, установленным в российской системе и плане нумерации или в международном плане нумерации электросвязи общего пользования, содержащая информацию, необходимую для совершения вызова в сети телефонной связи.

«Абонентский номер» это телефонный номер, однозначно определяющий (идентифицирующий) оконечный элемент сети связи или подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленным в ней (в нем) идентификационным модулем.

Примеры :

(495) 111 11 11- телефонный/абонентский номер местной телефонной связи, где (495) – код зоны нумерации ABC, номер выделен на основании Решения Федерального агентства связи Оператору с лицензией на оказание услуг местной связи,

(910) 111 11 11 – телефонный/абонентский подвижной связи, где (910) – код зоны нумерации DEF, номер выделен на основании Решения Федерального агентства связи Оператору с лицензией на оказание услуг радиоподвижной связи,

В соответствии с пунктом 3 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации ресурсы нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации являются частью ресурса нумерации международной сети связи и состоят из ресурсов нумерации телефонной сети связи, телеграфной сети связи, сетей передачи данных, телематических служб, кодов идентификации сети Интернет, а также служебных кодов идентификации сетей связи, их элементов и оконечного оборудования.

 

Кто вправе выделять/подключать телефонные/абонентские номера (далее- номер(-а)) Абоненту и откуда у Операторов связи номера:

Прежде всего, я хотела бы обратить внимание, что при использовании термина «номер» в законодательстве используют глагол «выделение». Поскольку номер не является имуществом, то о никаком распоряжении, владении и пользовании имуществом, а следовательно аренде не может быть и речи.

Растиражированный термин «аренда номера» в Интернете никоим образом не касается юридических аспектов, это термин принятый в телеком отрасли. Можно предположить, что участники создаваемых услуг с использованием номеров настолько привыкли к его употреблению, что термин вошел в договорные правоотношения. Это обстоятельство объясняется и отсутствием телеком юристов на рынке и тенденцией start–up проектов копировать договоры у конкурентов без проведения их юридического анализа.

Вернемся к законодательству.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выделение ресурса нумерации для сетей связи является Федеральное агентство связи (Россвязь).

Порядок выделения ресурса нумерации Операторам связи регулируется Административным Регламентом Федерального агентства связи по предоставлению государственной услуги по выделению, изъятию, изменению и переоформлению ресурса нумерации.

Согласно пункту 7 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации выделение ресурса нумерации для сетей электросвязи осуществляется Федеральным агентством связи по заявлению заявителя — оператора связи, обладающего лицензией на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

При положительном решении ФАС выдает Оператору связи Решение о выделении ресурса нумерации единой сети электросвязи РФ.

Проверить какому Оператору связи выделен номер можно здесь: https://www.rossvyaz.ru/activity/num_resurs/registerNum/

Согласно пункту 13 Правил Оператор связи вправе поручить третьему лицу заключить договор, в том числе договор, предусматривающий использование перенесенного абонентского номера, от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять от его имени расчеты с абонентом и (или) пользователем и иные действия по обслуживанию абонентов и (или) пользователей от имени оператора связи. В соответствии с договором, заключенным третьим лицом от имени оператора связи, права и обязанности возникают непосредственно у оператора связи.

Согласно Федеральному закону «О связи», Правилам оказания услуг телефонной связи Абонентом является пользователь услуг телефонной связи, с которым заключен договор об оказании услуг телефонной связи при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Таким образом, выделить/подключить телефонный/абонентский номер Абоненту вправе либо Оператор связи на основании заключенного с Абонентом Договора оказания услуг связи в отношении номеров, которые ему выделены Решением ФАС , либо его Агент, который от имени и за счет Оператора связи заключил с Абонентом Договор оказания услуг связи.

 

Оператор связи вправе выделить номер(-а) Абоненту только на основании Договора оказания услуг связи:

Согласно абзацу 1 статьи 7 Федерального закона «О связи» Оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации или его часть другому оператору связи, владельцу сети связи специального назначения только с согласия федерального органа исполнительной власти в области связи.

Законодательством не закреплена возможность передачи номеров для их дальнейшего массового распространения третьими лицами. Оператор связи может передать определенный ресурс нумерации только другому Оператору связи и только с согласия ФАС.

Исключением является только смена Абонентом Оператора связи. В случае, если абонент принимает решение о сохранении своего абонентского номера при заключении нового договора об оказании услуг связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи, согласие федерального органа исполнительной власти в области связи на передачу абонентского номера указанному оператору связи на срок действия такого договора не требуется (абзац 2 пункта 7 статьи 26 Федерального закона «О связи»).

Какие правовые отношения скрываются за термином «аренда номера»:

Это означает, что между Оператором связи ОАО «Суперсвязь», которому на основании Решения ФАС выделены номера и   юридическим лицом ООО «Ромашка» заключен Договор оказания услуг связи, в котором указаны номера, в отношении которых оказываются услуги связи Абоненту ООО «Ромашка».

Конечным Абонентом для всех государственных надзорных органов является ООО «Ромашка» и соответственно, на все запросы госорганов (включая ФСБ, органы оперативно-розыскной деятельности и Федеральную антимонопольную службу) ОАО «Суперсвязь» отвечает, что звонки с таких-то номеров осуществлены ООО «Ромашка».

Тем временем, ООО «Ромашка» по «прямым» договорам, то есть без наличия агентского договора с Операторам связи «сдает в аренду» номера третьим лицам.

Следует заметить, что Оператор связи всегда обязан при заключении Договора идентифицировать Абонента. Правилами оказания услуг телефонной связи (далее-Правила) предусмотрен Порядок заключения договора с Абонентом (физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями):

Гражданин при заключении договора предъявляет документ, удостоверяющий его личность (Пункт 18 Правил).

Лицо, уполномоченное на заключение договора в интересах юридического лица, представляет оператору связи документ, подтверждающий его полномочия на представление интересов юридического лица при заключении договора, свидетельство о государственной регистрации юридического лица или его нотариально удостоверенную копию (Пункт 19 Правил).

Индивидуальный предприниматель при заключении договора представляет оператору связи документ, удостоверяющий его личность, свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или его нотариально удостоверенную копию (Пункт 20 Правил).

Абонент обязан сообщать оператору связи об изменениях фамилии (имени, отчества) и места жительства для абонентов — физических лиц, наименования (фирменного наименования) и места нахождения для абонентов — юридических лиц в срок, не превышающий 60 дней со дня таких изменений ( пп. «в» пункта 25 Правил).

 

Какие риски с учетом действующего законодательства несут Агрегаторы, IT-разработчики и иные юридические лица (далее — ООО «Ромашка»), осуществляющие распространение номеров без наличия Агентского договора с Оператором связи, то есть сдающие «номера в аренду»:

Поскольку данные лица являются конечными Абонентами для Оператора связи, то за действия своих Клиентов они несут ответственность как за свои собственные.

При получении запроса государственного органа, Оператор связи дает ответ с учетом действующего Договора оказания услуг связи с ООО «Ромашка» и предоставляет данные физических лиц, указанных при заключении Договора.

Практика работы с Абонентами показывает, что Абоненты уже давно изучили законодательство. Они прекрасно понимают все риски, которые могут понести при заключении Договора оказания услуг связи при надлежащей идентификации. В моем практике встречались случаи, когда Абоненты продавали несуществующие услуги либо услуги третьих лиц.

Примеры действий Клиентов ООО «Ромашка», которые могут повлечь как административную, так и уголовную ответственность:

-Направление смс-сообщений без согласия Абонента-получателя на получение смс-сообщений рекламного характера влечет нарушение ФЗ «О рекламе» и ответственность в размере до 500 000 рублей за одно сообщение,

— Осуществление мошеннических действий с номеров, выделенных Абоненту ООО «Ромашка»,

— Распространение лекарственных средств, наркотиков,

— Реклама услуг, требующих наличие лицензий, разрешений,

— Осуществление террористической деятельности и т.п.

Не представляется возможным описать все случаи нарушения действующего законодательства, тем не менее при подготовке ответов на запросы государственных органов и при построении схем договорных правоотношений всегда следует учитывать подобные риски.

 

Риски Клиентов при «аренде номера»:

Исходя из написанного мной ранее, представим что между ООО «Ромашка» и его Клиентом ООО «Мы первые» заключен Договор с любым предметом договора (на рынке существуют различные виды договоров).

ООО «Мы первые» не является Абонентом, поскольку ООО «Ромашка» не имеем ресурса нумерации и не вправе выделять номера своим Клиентам. Также, ООО «Ромашка» не является Агентом Оператором связи по Агентскому договору.

ООО «Мы первые» разместило рекламу о продаже нефти в канистрах на всех баннерах страны, вложило 500 тыс. долларов в рекламу и указало на баннерах «арендованные номера». Через месяц оно узнает, что номера, указанные на баннерах, больше ему не принадлежат и всю рекламную продукцию можно отдать «коту под хвост».

Обычно, юристы ООО «Мы первые» не могут предусмотреть подобные последствия от заключения договора на оказание рекламных услуг, поскольку в договоре ничто не говорит об оказании услуг связи и выделении номеров Оператором связи.

При обращении к ООО «Ромашка», Клиент узнает, что Договор между ООО «Ромашка» и Оператором связи прекращен/расторгнут по основаниям предусмотренным в Договоре оказания услуг между ними.

ООО «Мы первые» не является Абонентом и не может защищать свои права в судебном порядке в соответствии с Правилами оказания услуг связи и с учетом актуальной судебной практикой, применимой к Абонентам. Для ОАО «Суперсвязи» Абонентом в отношении номеров ООО «Мы первые» является ООО «Ромашка».

Согласно пункту 44 Правил Оператор связи вправе приостановить оказание абоненту только тех услуг телефонной связи, в отношении которых этим абонентом допущены нарушения требований, установленных Федеральным законом «О связи», настоящими Правилами и договором, в том числе нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи.

Возвращаясь к защите участников телеком индустрии, сразу обращаю внимание о возможности предъявления исков со стороны ООО «Мы первые» о взыскании убытков.

Только при заключении Агентского договора с Оператором связи, Агрегаторы, IT-разработчики и иные юридические лица могут избежать вышеуказанных ситуаций и смогут защищать интересы своих Клиентов перед Операторами.

Субагентские схемы правоотношений не являлись объектом рассмотрения настоящей статьи.